Инструмент борьбы с фальсификатом: есть ли он?

Рынок эстетической медицины в России имеет стабильные показатели роста, красота всегда остается популярна и это факт. А где существует спрос, там процветает «серый рынок». Сразу следует определиться в понимании, что же собой этот «рынок» представляет. Это отнюдь не пресловутая контрабанда, вернее, не контрабанда в привычном восприятии обывателей. Это скоординированная система реализации фальсифицированной продукции, со своей агентской сетью и жёсткими правилами внутри. Говорить о фальсификате, как о стихийном явлении не приходится, так как его присутствие - это скорее показатель стабильности. И тем не менее присутствие на легальном рынке «серых» игроков в достаточной мере портит жизнь «белым» компаниям. Данное явление достигло столь крупных масштабов, что компании-производители вынуждены вести активную борьбу с «серым рынком» за свое доброе имя. Ответственность за возможные негативные последствия несут сами владельцы торговых знаков, что вынуждает их разрабатывать и применять все новые методы борьбы с контрафактом.

Термин “контрафакт” обозначает товар, созданный с нарушением прав интеллектуальной собственности на основе уже существующего продукта. Мошенники используют чужие товарные знаки, логотипы, похожие на оригинал до степени смешения, копируют внешний вид продукции и фирменной упаковки. Рынок контрафакта растет с каждым годом. В России общий оборот контрафакта составляет приблизительно 2.5 триллиона рублей в год, то есть 9% от внутреннего рынка. Эксперты Высшей школы экономики подсчитали, какие именно товары подделывают чаще всего: 20% от прочих значений пришлись на долю косметических и косметологических средств и препаратов. Это очень серьезный показатель и пришла пора производителям всерьез задуматься, как обезопасить себя и потребителей от нелегального производства и сбыта товаров под зарегистрированными товарными знаками.

Новейшим инструментом в борьбе с фальсификатом стала сериализация. Преимущество технологии сериализации состоит в том, что она позволяет проследить весь путь товара на всех этапах обращения. Таким образом, каждый из участников самостоятельно может проверить продукт на оригинальность. Сериализация косметологического препарата – это произвольное автоматическое присвоение уникального серийного кода (DataMatrix-код) каждой (в т. ч. и вторичной) упаковке. Вся цифровая информация, которую содержит в себе каждый код, должна храниться в единой информационной базе в целях эффективного использования данной технологии. Также внедрение подобной системы подразумевает закупку специального оборудования.
Уже сегодня в нашей стране существую сервисы, способные обеспечить полный комплекс услуг в вопросах сериализации. Опционально они предлагают своим клиентам, в качестве партнерских программ, ряд различных решений для данных процессов. Подобрать наилучшее решение для себя может любая компания, в зависимости от своих внутренних требований, объема сериализуемой продукции, упаковочного материала и других условностей производства.

Одной из ключевых особенностей подобных сервисов являются специально разработанные под эти цели программные обеспечения, помогающие отслеживать продукцию на всех этапах поставки, что также являет собой уникальный метод выявления контрафакта: если при сканировании штрих-кода товар «всплывет» в месте, в котором его быть не должно, это будет указывать на факт наличия фальсификата. Для простоты использования, под эти сервисы разрабатываются специальные модульные приложения, позволяющие отслеживать товар и узнавать о нем всю информацию с любого смартфона.
Технология сериализации продукции имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными штриховыми и QR-кодами:

1. Эффективное использование доступного пространства. Согласно исследованиям независимой группы, R9 Automatic Data Capture Group, входящей в международную Ассоциацию производителей потребительской электроники, применение DataMatrix позволяет сэкономить от 30 до 60% свободного пространства в сравнении с QR (конечная выгода зависит от объема и характера закодированных данных), при этом его минимальный размер может составлять всего 5x5 мм. Это помогает значительно снизить затраты на сериализацию — в ряде случаев изменение дизайна этикетки не потребуется вовсе;
2. Высокая емкость и универсальность. В связке с мобильным приложением DataMatrix-код дает возможность реализовать прямую связь с покупателем, позволяя отображать на экране смартфона не только текстовую информацию и гиперссылки, но и разнообразный мультимедийный контент — анимированные баннеры, фотогалереи, видеоролики и многое другое;
3. Высокая степень избыточности. Алгоритм Рида-Соломона гарантирует целостность информации даже если символ содержит 30% повреждений, а частота появления ошибок при сканировании составляет 1 к 10 миллионам. Таким образом, DataMatrix-код может быть прочитан при некачественной печати, наличии механических дефектов (полученных, например, во время транспортировки), простановки штампов непосредственно на лейбл и в других случаях;
4. Множество способов нанесения. Помимо традиционной полиграфии допустимо применение лазерной, иглоударной, электрохимической маркировки и других методов, благодаря чему код можно нанести практически на любой материал (бумагу, металл, пластик и др.)

Помимо борьбы с контрафактом, сервисы, предлагающие свои глобальные решения проблемы, с точки зрения b2b и рынка в целом, помогают решать широкий спектр разнообразных задач, ежедневно встающих перед коммерческими организациями. В их числе: оценка эффективности логистики и каналов сбыта, сегментация целевой аудитории, реализация программ лояльности и многие другие.